- Ҳаракатлар стратегияси
- Давлат дастурлари
- Лойиҳалар
- Инвестиция фаолияти
- Туризм фаолияти
- Тадбиркорлик ва бизнес
Шўрчи тумани ҳақида маълумотлар
PDF юклашТуризм фаолияти
Шўрчи тумани қадимги Далварзинтепа шаҳарчаси туфайли дунёнинг турли бурчакларидан сайёҳларни ўзига жалб қилмоқда.
Далварзинтепа шаҳарчаси
Далварзинтепа истеҳкоми Сурхондарёнинг унумдор водийсида жойлашган. Его начало восходит к III в. до н. э., расцвет приходится на эпоху Кушанской империи (I–IV вв. н.э.), упадок – на IV–V вв. В период расцвета город был окружен оборонительной стеной длиной около 2,5 км, толщиной до 10 м и широким рвом. В стенах и башнях города были устроены стрелковые галереи и казематы, а на гребнях – боевые ходы и площадки для стрелков, пращников и камнеметных орудий.
Кушанская империя достигла своего наивысшего расцвета при царе Канишке I, когда это могущественное государство достигло столь высокого уровня развития и стабильности, что достойно конкурировало в сфере торговли и культурных обменов с другими тремя евразийскими супер-империями древнего мира - Римской, Парфянской и китайской Хань. Эта четвёрка «великих держав» древности, распространила свое влияние на всей территории от Атлантического до Тихого океана. Позднее историки назовут этот период (I–IV вв. н. э.) «имперским». Именно в это время из Китая через земликушан и парфян в римскую Сирию протянулась крупнейшая в истории человечества караванная дорога — Великий шелковый путь.
Одним из самых значительных достижений кушанской эпохи стал высокий уровень культуры, в которой были сплавлены достижения местной цивилизации древневосточного типа, лучшие традиции культурыэллинизма, утонченность искусства Индии и особый стиль, принесенный кочевыми племенами с просторов Азии.
Одной из причин создания подобных обстоятельств в государстве была проводившаяся императором Канишкой политика межэтнической и межконфессиональной толерантности. Караваны зарубежных купцов и пилигримы с удовольствием путешествовали по Кушанской империи, поскольку в этом государстве была создана очень благоприятная и благодатная обстановка для дружеского сосуществования всех народов и людей, независимо от их расовой принадлежности и духовной ориентации. На то же время пришлись расцвет, дальнейшее распространение и ретрансляция буддизма по Шелковому пути в сторону Восточного Туркестана, Китая, а затем, несколько позднее, на Корейский полуостров и Японию.
Археологически Дальверзинтепа почти «стерильный» античный город, раскопки которого дают возможность изучать градостроительные особенности, фортификацию, архитектуру, искусство и материальную культуру Северной Бактрии, особенно для времени Великих Кушан.
По мнению Г. Пугаченковой, «сопоставление исторических и археологических данных дает основания отождествить его с той первоначальной кушанской столицей, расположенной к северу от Амударьи, которая под наименованием Ходзо фигурирует в древней китайской хронике».
Систематическое изучение Дальверзинтепа началось в 1967 году. Раскопанное археологами городище площадью около 47 гектаров было буквально нашпиговано артефактами. В северо-западной части городища раскопан храм бактрийской богини, где обнаружены скульптуры божеств и уникальные образцы настенной живописи с изображением жрецов и младенцев. В центре найден буддийский храм II–III вв. н. э. В загородной зоне обнаружены руины другого буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам монет, еще раньше – около I в. н. э. Оба культовых комплекса некогда были украшены глиняной и гипсовой скульптурой. Археологи обнаружили более трех десятков великолепных скульптур разных размеров – от полуметра до 3 и 4 метров высотой. Среди них многочисленные статуи Будды,бодхисатв, других буддийских персонажей, скульптурные изображения правителя, его наследника, знатной дамы, вельможи.
Часть археологической коллекции Дальверзинтепа экспонировалась на выставках в Японии, Швейцарии, Германии, Франции, США, Малайзии, Республике Корее.
Центральную часть города занимали кварталы богатых горожан, застроенные жилыми домами с просторными айванами, парадными помещениями и хозяйственными постройками. Во многих домах количество комнат достигало двух, а то и трех десятков. В одном из таких домов в 1972 году в ходе раскопок археологи обнаружили крупнейший в истории региона дальверзинский клад золотых предметов, весом около 36 кг, относящийся к I в. н. э. Дальверзинский клад по своей научной значимости не уступает знаменитому амударьинскому кладу, хранящемуся в Британском музее. Впервые на всем Среднем Востоке обнаружен клад драгоценных кушанских изделий, притом исторически уточненный благодаря находке его в археологическом слое.
При раскопках найдены также многочисленные изделия из слоновой кости, в том числе самые древние в мире шахматные фигурки (I–II в. н. э.),а также изделия из полированного камня, медные монеты, бусы из драгоценных камней, тонкостенная керамика, относящаяся к греко-бактрийской эпохе.
Большой интерес среди находок представляют фигурки музыкантов, которые говорят о музыкальных пристрастиях народов того времени. Среди музыкальных инструментов того времени узнаваема короткая лютня. В позе музыканта (игра сидя) можно увидеть традиции эллинической Греции. Терракотовая фигурка музыканта дает представление о бактрийской арфе - инструменте "небесной музыки", особо почитаемой на Среднем Востоке.
Результаты раскопок на городище Дальверзинтепа, бывшего некогда главным городом набирающей могущество Кушанской империи, позволяют судить о том, как культура кушан усваивала и творчески перерабатывала различные традиции различных цивилизаций, расположенных на Великом Шёлковом пути.