Туризм фаолияти

Шўрчи тумани қадимги Далварзинтепа шаҳарчаси туфайли дунёнинг турли бурчакларидан сайёҳларни ўзига жалб қилмоқда.

Далварзинтепа шаҳарчаси​

Далварзинтепа истеҳкоми Сурхондарёнинг унумдор водийсида жойлашган.  Его начало восходит к III в. до н. э., расцвет приходится на эпоху Кушанской империи (I–IV вв. н.э.), упадок – на IV–V вв. В период расцвета город был окружен оборонительной стеной длиной около 2,5 км, толщиной до 10 м и широким рвом. В стенах и башнях города были устроены стрелковые галереи и казематы, а на гребнях – боевые ходы и площадки для стрелков, пращни­ков и камнеметных орудий.

Кушанская империя достигла своего наивысшего расцвета при царе Канишке I, когда это могущественное государство достигло столь высокого уровня развития и стабильности, что достойно конкурировало в сфере торговли и культурных обменов с другими тремя евразийскими супер-империями древнего мира - РимскойПарфянской и китайской Хань. Эта четвёрка «великих держав» древности, распространила свое влияние на всей территории от Атлантического до Тихого океана. Позднее историки назовут этот период (I–IV вв. н. э.) «имперским». Именно в это время из Китая через земликушан и парфян в римскую Сирию протянулась крупнейшая в истории человечества караванная дорога — Великий шелковый путь.

Одним из самых значительных достижений кушанской эпохи стал высокий уровень культуры, в которой были сплавлены достижения местной цивилизации древневосточного типа, лучшие традиции культурыэллинизма, утонченность искусства Индии и особый стиль, принесенный кочевыми племенами с просторов Азии.

Одной из причин создания подобных обстоятельств в государстве была проводившаяся императором Канишкой политика межэтнической и межконфессиональной толерантности. Караваны зарубежных купцов и пилигримы с удовольствием путешествовали по Кушанской империи, поскольку в этом государстве была создана очень благоприятная и благодатная обстановка для дружеского сосуществования всех народов и людей, независимо от их расовой принадлежности и духовной ориентации. На то же время пришлись расцвет, дальнейшее распространение и ретрансляция буддизма по Шелковому пути в сторону Восточного ТуркестанаКитая, а затем, несколько позднее, на Корейский полуостров и Японию.

Археологически Дальверзинтепа почти «стерильный» античный город, раскопки кото­рого дают возможность изучать градостроительные особенности, форти­фикацию, архитектуру, искусство и материальную культуру Северной Бактрии, особенно для времени Великих Кушан.

По мнению Г. Пугаченковой«сопоставление исторических и ар­хеологических данных дает основания отождествить его с той первона­чальной кушанской столицей, расположенной к северу от Амударьи, ко­торая под наименованием Ходзо фигурирует в древней китайской хронике».

Систематическое изучение Дальверзинтепа началось в 1967 году. Раскопанное археологами городище площадью около 47 гектаров было буквально нашпиговано артефактами. В северо-западной части городища раскопан храм бактрийской богини, где обнаружены скульптуры божеств и уникальные образцы настенной живописи с изображением жрецов и младенцев. В центре найден буддийский храм II–III вв. н. э. В загородной зоне обнаружены руины другого буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам монет, еще раньше – около I в. н. э. Оба культовых комплекса некогда были украшены глиняной и гипсовой скульптурой. Археологи обнаружили более трех десятков великолепных скульптур разных размеров – от полуметра до 3 и 4 метров высотой. Среди них многочисленные статуи Будды,бодхисатв, других буддийских персонажей, скульптурные изображения правителя, его наследника, знатной дамы, вельможи.

Часть археологической коллекции Дальверзинтепа экспонировалась на выставках в Японии, Швейцарии, Германии, Франции, США, Малайзии, Республике Корее.      

Центральную часть города занимали кварталы богатых горожан, застроенные жилыми домами с просторными айванами, парадными помещениями и хозяйственными постройками. Во многих домах количество комнат достигало двух, а то и трех десятков. В одном из таких домов в 1972 году в ходе раскопок археологи обнаружили крупнейший в истории региона дальверзинский клад золотых предметов, весом около 36 кг, относящийся к I в. н. э. Дальверзинский клад по своей научной значимости не уступает зна­менитому амударьинскому кладу, хранящемуся в Британском музее. Впервые на всем Среднем Востоке обнаружен клад драгоценных кушанских изде­лий, притом исторически уточненный благодаря находке его в археологи­ческом слое.

При раскопках найдены также многочисленные изделия из слоновой кости, в том числе самые древние в мире шахматные фигурки (I–II в. н. э.),а также изделия из полированного камня, медные монеты, бусы из драгоценных камней, тонкостенная керамика, относящаяся к греко-бактрийской эпохе.

Большой интерес среди находок представляют фигурки музыкантов, которые говорят о музыкальных пристрастиях народов того времени. Среди музыкальных инструментов того времени узнаваема короткая лютня. В позе музыканта (игра сидя) можно увидеть традиции эллинической Греции. Терракотовая фигурка музыканта дает представление о бактрийской арфе - инструменте "небесной музыки", особо почитаемой на Среднем Востоке.

Результаты раскопок на городище Дальверзинтепа, бывшего некогда главным городом набирающей могущество Кушанской империи, позволяют судить о том, как культура кушан усваивала и творчески перерабатывала различные традиции различных цивилизаций, расположенных на Великом Шёлковом пути.